Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мартос иван петрович

Энциклопедический словарь

Ма́ртос Иван Петрович (1754-1835), российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние и жизненность образов. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-1818).

* * *

МАРТОС Иван Петрович - МА́РТОС Иван Петрович (1754, Ичня Черниговской губ. - 5 (17) апреля 1835, Петербург), русский скульптор. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).

Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. В 1764-1773 учился в Петербургской академии художеств у Н. Ф. Жилле (см. ЖИЛЛЕ Никола Франсуа), А. П. Лосенко (см. ЛОСЕНКО Антон Павлович), в 1773-1779 стажировался в Академии художеств в Риме. В 1779 по возвращении в Петербург начал преподавать, в 1782 получил звание академика, в 1814 стал ректором скульптуры в Академии. Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов первой трети 19 в. В 1780-1800 изготовлял надгробные скульптуры, превратив это ремесло в искусство. Мемориальная пластика Мартоса представлена шедеврами композиционно сложных скульптурных надгробий С. С. Волконской (ныне в Третьяковской галерее), М. П. Собакиной (1782), Е. С. Куракиной (1792), Е. И. Гагариной (1803). Ранние надгробия отмечены лиричностью, более поздние - монументальностью и патетикой. По выражению одного из современников, впечатленного мастерством исполнения скульптур, Мартос мог заставить мрамор «плакать». Выполнил ряд портретов (бюсты Н. И. Панина (см. ПАНИН Никита Иванович) в античном стиле, 1780, и А. В. Паниной, 1782; оба - мрамор, Третьяковская галерея).

Над проектом памятника К. Минину (см. МИНИН Кузьма) и Д. Пожарскому (см. ПОЖАРСКИЙ Дмитрий Михайлович), принесшему скульптору наибольшую известность, Мартос начал работать еще в 1804, с того момента, как идея о таком памятнике прозвучала в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств (см. ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ). На первых эскизах фигуры получались несколько излишне патетическими и театральными. В последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его решающая активность. Проект Мартоса выиграл конкурс, объявленный в 1808, в котором также принимали участие известные скульпторы: Ф. Ф. Щедрин (см. ЩЕДРИН Феодосий Федорович), И. П. Прокофьев (см. ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич), В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов (см. ПИМЕНОВ Степан Степанович). Памятник был сооружен на сбор средств по народной подписке. Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса, суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте. Готовый памятник транспортировали для установки водным путем из Петербурга в Москву в 1818. Скульптор вопреки воле Александра I настоял на выбранном им месте - в центре Красной площади, повернутым к Кремлевской стене, ближе к классицистическому зданию Торговых рядов (см. ТОРГОВЫЕ РЯДЫ), так, чтобы скульптура смотрелась четким силуэтом на фоне его главного портика; жест Минина обращен в сторону Кремля. Позднее памятник переместили к храму Василия Блаженного. За его создание Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Крупными работами Мартоса являются памятник Павлу I (1807) в Павловске, Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823-1828), памятник Александру I в Таганроге (бронза, гранит, 1828-1831), Ломоносову в Архангельске (1826-1829).

Мартос известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры: статуя «Актеон» для большого каскада Петергофа (см. ПЕТРОДВОРЕЦ), золоченая бронза, 1801; рельеф «Моисей источает воду из камня» на аттике (см. АТТИК) Казанского собора (см. КАЗАНСКИЙ СОБОР) в Петербурге (1804-1807, известняк), бронзовая статуя Иоанна крестителя, украшающая портик Казанского собора, а также фигуры четырех евангелистов.

Большой энциклопедический словарь

МАРТОС Иван Петрович (1754-1835) - российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние и жизненность образов. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-18).

Полезные сервисы